Малая шумность, отсутствие вибраций, небольшой расход масла и повышенная производительность обуславливают высокую популярность винтовых компрессоров. Основные элементы их конструкции:
- корпус — обеспечивает размещение основных узлов и деталей;
- винтовой блок — включает в себя два ротора и оснащен датчиком термозащиты;
- электродвигатель — приводит во вращение винтовую пару;
- ременной привод, коаксиальная передача или редуктор — передает крутящий момент от электродвигателя к винтовой паре;
- шкивы — позволяют задавать скорость вращения винтовой пары;
- воздушный фильтр — необходим для очистки поступающего в агрегат воздуха;
- всасывающий клапан — предотвращает выброс сжатого воздуха и масла из агрегата при остановке;
- масляный фильтр — обеспечивает очистку масла перед подачей в роторы;
- центробежный маслоотделитель первичной очистки — отделяет воздух от масляных паров;
- маслоотделительный фильтр вторичной очистки — позволяет на выходе удалить из сжимаемого воздуха остаточные пары масла;
- предохранительный клапан — обеспечивает безопасность персонала, срабатывая при превышении установленного значения давления в маслоотделителе;
- термостат — поддерживает оптимальный температурный режим;
- маслоохладитель — охлаждает горячее масло до заданной температуры после маслоотделительного фильтра;
- воздухоохладитель — снижает температуру воздуха до оптимальной величины;
- вентилятор — охлаждает основные элементы агрегата;
- электропневматический клапан холостого хода — управляет работой всасывающего клапана;
- реле давления или электронная система управления — обеспечивает функционирование агрегата в автоматическом режиме;
- выходной патрубок — служит для отвода сжатого воздуха;
- клапан минимального давления — отделяет пневмосистему от агрегата при его аварийной остановке или на холостом ходу.
Атмосферный воздух очищается посредством воздушного фильтра и через всасывающий клапан доходит до винтового блока. Здесь образуется масловоздушная смесь, которая подается в резервуар сжатия. Масляный слой служит для уплотнения зазоров между полостями роторов, а также между винтами и корпусом. Кроме того, масло минимизирует утечки воздуха, охлаждает его, обеспечивает уплотнительный клин между роторами.
После сжатия воздушно-масляная смесь поступает в маслоотделитель, где разделяется на воздух и масло. Последнее очищается в фильтре и возвращается в винтовой блок. В зависимости от температуры нагрева, масло может направляться к охлаждающему радиатору, управляемому термостатом. Таким образом, оно циркулирует по замкнутому контуру. Сжатый воздух поступает к воздухоохладителю и по достижении нужной температуры через выходной патрубок поступает в пневмосистему.